menu 



15:34
ИГРАЕМ И РАССКАЗЫВАЕМ (Модель обучения рассказыванию по картине)
          В работе с дошкольниками с разным уровнем интеллектуального и речевого развития под рассказыванием по картине можно понимать перевод рассказчиком определенного содержания графического изображения в текст разной степени развернутости. В рассказе по картине имеют место, с одной стороны, анализ наглядной ситуации, с другой — словесное описание. При этом содержательной стороной рассказывания по картине выступают закономерности ее понимания.
          Вам предлагается модель обучения рассказыванию по картине, в которой выделены 5 взаимосвязанных этапов в работе с картиной (сюжетной, натюрмортом, серией сюжетных картин, пейзажем).
Первый этап работы направлен на формирование мотивации восприятия картины. Реализуется в следующих игровых и организационных приемах работы:
  • использование игровых персонажей,
  • прием комментированных действий при организации рассматривания картины,
  • сопровождение демонстрации картины восприятием музыкальных и литератур­ных произведений,
  • демонстрация картины при нахождении педагога рядом с детьми, а не напротив и др.
Второй этап связан с организацией первичного речевого общения на основе картины и формированием системы ее образов. Используем следующие приемы работы:
  • метод свободного диалога и доброжелательной поддержки любых высказываний ребенка,
  • моделирование коммуникативных ситуаций.
На третьем этапе предусматривается организация различных видов детской деятельности (сюжетной, театрализованной, подвижной игр, конструирования, изобразительной деятельности) по содержанию картины. Картина используется как модель для развития детских видов деятельности на основе ее содержания.
На четвертом этапе ведется работа по переводу содержания графической системы в так называемый речевой код:
  • развивается внимание к синтаксису языка,
  • формируется лексико-грамматический базис связной речи.
Используются следующие лексические и грамматические упражнения, способствующие успешному рассказыванию по картине:
· называние предметов на картине указанного цвета, назначения,
· сделанных из того или иного материала;
· называние действий, выполняемых различными персонажами картины;
· узнавание предмета или объекта,
· изображенного на картине по его описанию;
· составление предложений различных семантико-синтаксических структур;
· поочередное заканчивание предложений, начатых взрослым;
· самостоятельное составление описаний отдельных предметов или объектов на картине (по различным схемам-планам);
· сравнение предметов или объектов картины по существенным признакам;
· приемы коллективного составления рассказов составление рассказов по отдельным фрагментам картины с использованием направляющих вопросов, схем и др.
 
На пятом этапе работы целесообразно организовать специфическую коммуникативную ситуацию «рассказывание — слушание», в ходе которой происходит принятие роли рассказчика ребенком и обогащение его речевого опыта в самостоятельном рассказывании.
        Используются приемы моделирования ситуаций:
· разговор по телефону,
· составление письма, использование ситуации письменной речи в целях совершенствования синтаксиче­ской структуры устных высказываний до­школьников и др.
        Учитывая, что рассказ следует оценивать не только с точки зрения передачи информации, но и с точки зрения воздействия на адресата. можно обсудить и проанализировать детские рассказы (по аудио- или видеозаписи), составленных другими детьми или самостоятельно.
        Реализация модели обучения рассказыванию по картине обеспечивает большую эффективность коррекционно- логопедической работы по развитию связной речи за счет взаимодополняющего взаимодействия речевой и символико-моделирующих видов деятельности в процессе работы.
 
 
 
 
Просмотров: 689 | Добавил: Белка | Теги: речь, детский сад, обучение, воспитатель, дошкольники, развитие, воспитание, модель, дети, картина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: